старые игры
Последние комментарии
начало игры запускается,до меня с выбором,а сама игра не зап...
Вот только что управление реально какое-то совсем неудобное,...
катя витрикуш 15 лет
Я не робот
Классика научно-фантастических квестов! Не меньше!
Поиск в каталоге игр
 

Первые Dos и Windows: от и до

 
Автор: Arik
Операционные системы:
MS DOS 5.0, Windows 1.03, Windows 2.03, Windows 3.0, Windows 3.11
Используемая программа: Virtual PC 2004
 

С момента создания компьютеры непрерывно развиваются, ускоряются, изменяются. Одним словом делают все, чтобы каждый год возникало желание что-то обновить. А раз развивается основа - развивается и то, что на ней базируется. То есть, программная часть. А какая самая главная программная часть компьютера? Хочется сказать "игры", но логика подсказывает "операционные системы". Обзоры старых игр - штука привычная, чего не скажешь про обзоры операционок. А между прочим, у многих ностальгию вызывают не только X-Com или Civilization, но и черный экран Dos'а с перечнем файлов на диске С или окошко старинного Windows с цифрой в несколько раз меньшей чем 95. Сразу хочу уточнить, о чем писать я здесь точно не буду. Не буду писать о технических нюансах операционок, об их положении на рынке, о конкурентах и подобных вещах. Все это имеется в сети в изобилии. Не говоря уже о том, что такая статья была бы скучновата. Гораздо любопытнее, на мой взгляд, пройтись по операционкам с точки зрения простого пользователя. Тем более, что сейчас есть возможность окинуть одним взглядом системы разных годов. Какими они были... Или, верней, какими они кажутся сейчас.

Впрочем, от идеи простого рассмотрения ОС я достаточно быстро отказался. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Поэтому без инструкций по установке никак не обойтись. Конечно, установка на своем современном компьютере MSDOS 5.0 - извращение редкостное. Куча проблем (особенно с винчестером), куча мороки и даже уникальная возможность чего-нибудь напортить. Зачем работать с реальным железом, если есть железо виртуальное. В данном случае я использовал программку Virtual PC. Все преимущества налицо. Виртуальный компьютер, виртуальный винчестер, виртуальные перезагрузки, виртуальная смена дискет... Из настоящего только программная часть. Может впечатления и не совсем те, но это не значит, что они хуже. Всегда приятно сидеть с чашечкой кофе и спокойно наблюдать, как в окошке с досом форматируется ваш диск С. Виртуальный, конечно.

Программу Microsoft Virtual PC (далее VPC) можно скачать с официального сайта. Кстати, приписка Microsoft появилась не так уж давно, с покупкой компании-разработчика. Хочу сразу заметить, что программа - полноценный коммерческий продукт. Или, если по-русски, за нее хотят денег. Однако для ознакомления имеется 45 дней бесплатной работы (качайте 45-Day Free Trial Edition), нам вполне хватит. К тому же, моя версия продолжает работать при банальном переводе системной даты назад, но за VPC 2004 SP1 уже отвечать не могу.

Итак, VPC установлен, можно приступать. Для начала создадим виртуальный винчестер (File->Virtual Disk Wizard). Создадим новый диск (Create a New Virtual Disk). Нам нужен винчестер, а не дискета, потому - A virtual Hard Disk. Далее, куда сохранить. Затем тип. Обойдемся фиксированным размером (Fixed Size). Размер произвольный, но не слишком большой, все равно древние операционки не увидят. Хватит 64 мегабайт.

Теперь нужно создать виртуальный компьютер (File->New virtual Mashine Wizard). Создать новую (Create a virtual Mashine). Далее указываете куда сохранить. Затем в поле операционная система говорите "Other". По умолчанию предложат много оперативки, нам столько не нужно, выберите Adjusting RAM и укажите 32. Кстати, любопытное наблюдение. При сравнении быстродействия с разным количеством оперативки было замечено торможение при выделении слишком большого пространства. Даже при большем объеме реальной памяти, скорость сильно падала. Дальше спросят про винчестер, выберите "подключить имеющийся" ( An axisting virtual Hard disk) и укажите файл, который мы создали в предыдущем абзаце. Самая скучная часть закончилась.

К этому моменту главное не забыть, зачем мы здесь собственно собрались. Будем ставить операционку. Тем более, что без нее все равно ничего работать не будет. Вначале я думал пройтись по разным Досам, но затем от этой идеи отказался. Не слишком это большое удовольствие, ставить один за другим внешне одинаковые системы. У нас ведь предполагается, что это взгляд на ОС простого пользователя. А для простого пользователя они все одинаковые. Так что статьи бы не получилось. С другой стороны, просто взять загрузочную дискетку, создаваемую Windows 98, как-то скучно. Надо выбрать что-то не слишком старое и не слишком новое. MSDOS 5.0 - идеальный вариант.

Для установки нам понадобится загрузочная дискета. Понятно дело, что загрузочная дискета не может быть передана как простой набор файлов. Это должен быть образ. То есть, опять дискета виртуальная. В принципе, этого добра в сети хватает. Однако я все-таки выложу образ у себя на сайте. Дело в том, что все варианты, что я встречал, были жутко неудобными. Все время это была загрузочная дискета с архивом на ней. Просто подключив ее как есть, сделать ничего невозможно. Нам нужно будет создавать раздел на винчестере, форматировать его, а все нужное для этого лежит в архиве. Причем скопировать его содержимое на виртуальный винчестер нельзя, потому что он еще не отформатирован. Получается куча хлопот. Лучше уж порезать ненужные файлы, но выложить Dos в обычном виде (а заодно добавить туда и таке полезные файлы, как keyrus). Кстати, наличие дисковода в компьютере не обязательно, у нас ведь все виртуальное. Нужно будет только скачать программку для создания и редактирования образов дискет. Будет необходимо как-то переносить различные вещи с реального на виртуальный носитель.

Но перейдем к самому действу. Запускаем нашу машину. Чтобы компьютер загрузился - подключим виртуальную дискету с досом. Для этого выберите Floppy->Capture floppy disk image. Далее укажите на файл-образ. Все, дискетка в дисководе. Теперь можно выбирать Action->Reset и смотреть компьютер перезагружается с дискеты. Это все виртуально, надеюсь, каждый раз повторять не нужно? Вот оно. Совсем как в песне "Темной пеленой экран заполнил чистый дос". Только он заполнил не весь экран, а только окошко. Для больших впечатлений перейдите в полноэкранный режим (Alt+Enter). Осталось только переписать Dos на винчестер, чтобы не запускать его с дискеты.

Но винчестер пока не готов, нужно создать основной раздел dos. Для этого понадобится стандартная программка fdisk, она должна быть на дискете (здесь предполагается, что вы в совершенстве знаете команды Доса и вас не пугает консольный интерфейс, если это не так, попробуйте ознакомиться с командами по этой ссылке, не хочу загружать статью дос-коммандами). В программке выберите пункт 1 - "создание раздела Dos". Затем опять 1 - "создание основного раздела Dos". Выйдите и перезагрузитесь. Загружаться нужно опять с дискеты, еще не все готово. Теперь нужно набрать вашу любимую команду. Какая ваша любимая команда? Правильно, format c:. Только сделать это нужно с параметром /S. То бишь, format c: /S. Этот ключ означает, что диск не просто отформатируется, но заодно станет и загрузочным (для этого будет произведено копирование загрузочной информации с дискеты). Кстати, format - это совсем даже и не команда - это программа. Так что запускать ее нужно с диска, где она расположена. Все, с Dos закончили. Как вы догадываетесь, обсуждать его я здесь не собираюсь. Dos он и есть Dos.

Пора переходить на что-то более интересное, а то кто-то может к этому моменту начать зевать. Зевните еще разок покрепче, а затем крепко зажмите рот, на сцене появляется Windows 1. Ну, пусть не совсем 1, пусть 1.03. Все равно первый. Не знаю, в каком виде у вас будет Windows, у меня копия файлов уже предустановленной системы. Но это не суть. Будем запускать. Опять вернемся к нашей загрузочной дискете или созданному с ее помощью винчестеру. Запускать, понятное дело, нужно из того же доса. Первый Windows был рассчитан на такие версии доса: 2.0 - 3.3. У нас 5.0, так что придется выполнить пару хитрых операций. Откройте файл config.sys на вашем загрузочном диске и вставьте команду device=c:\dos\setver.exe. Если файла нет - создайте. Теперь запустите программку setver с загрузочного диска. Запускать нужно в таком виде: setver win.com 3.30. Dos обновит таблицу, в которой файлу win.com будет сопоставлена версия 3.30. Перезагрузитесь и можно запускать Windows. Просто зайдите в его директорию и напишите win.

Вот таким он был, первый Windows. 1985'ый год выпуска, а выглядит, кстати, вполне симпатично. Я ожидал много худшего. Простые прямые линии и однотонные области. Аскетично, но вполне стильно. Полностью оценить удобство не удалось. Увы, версия была с предустановленной мышкой на Com порт. У меня порт PS/2, так что пришлось все делать на клавиатуре. Здесь стоит заметить, что в отличие от Norton Commander, Windows в основном ориентирован на работу с хвостатым другом. Я даже не сразу нашел, как перемещать курсор. Оказалось, можно только с помощью NumPad, и то с выключенной лампочкой NumLock (тут вполне возможны глюки с клавиатурой). Зато приятно обрадовали прочие горячие клавиши. Оказалось, что многие комбинации в современных Windows пришли еще с тех далеких времен. Развернуть окно все также - Alt + Enter, переключится между свернутыми окнами знакомое Alt+Tab, выделить соседние фалй - с Shift, произвольные с Ctrl. Одним слово, чувствуешь себя как дома. В Windows , была введена система ярлыков. Запуск любой программы может быть стандартным или через такой ярлык, в котором можно определить некоторые настройки. Единственно, что несколько омрачило впечатления - периодические зависания. И действительно, живые свидетели говорят про некоторую глюкавость системы. Впрочем, в нашем случае не стоит забывать, что у нас все виртуальное. И точно определить, где заканчиваются глюки эмуляции, и начинаются глюки винды, невозможно.

Мысленно промотаем два года вперед. Теперь у нас 1987 год. Можно начинать установку Windows 2. С точки зрения запуска операционки, все абсолютно аналогично предыдущей версии. Только на этот раз предустановленная версия оказалась с мышкой. С грызуном все оказалось намного удобней. Навигация и сама по себе значительно улучшилась. Особенно это касается работы с окнами. Именно с этой версии Windows полностью оправдал свое название. Окна стали перекрываемыми. Наконец-то заработали клавиши курсора и появились жизненно необходимые комбинации, такие как Alt+F4 - закрыть окно. С точки зрения комплектации изменений практически не наблюдается. Даже стандартных игр не добавили. Как была игра реверси - так и осталась. Из приятных особенностей - появилась поддержка защищенного режима памяти и возможность выйти за стандартные досовские 640 kb. Но есть и негативные настроения. Опять таки сложно оценить из-за эмуляции, но на лицо большая тормазнутость системы.

Но все эти Windows и Windows 2 - баловство, по сравнению с третьей версией, которая по настоящему сделала имя операционной системе. Именно с третьей части Windows воспринимается как самый серьезный претендент на первое место на рынке ПО.
С установкой Win 3 проблем возникнуть не должно. Это вполне привычный самостоятельный Setup. Для переноса установочных файлов в Virtual PC рекомендую использовать программку для создания виртуальных дискет, вроде Win Image (или тот же Ultra Iso). Просто скиньте все файлы в одну папку, подключая дискеты по очереди, а затем зайдите в эту папку и наберите Setup.

Win 3 существенно отличается от своих предшественников. Фактически это совершенно новая операционка. Интерфейс заметно изменился в лучшую сторону. Не хватает, разве что, меню по правой кнопке мыши, да все еще отсутствует знакомый крестик в правом вернем углу. Зато в Win 3 были реализованы идеи Drag and Drop, без которых представить современную операционку невозможно. Если Win 1 и Win 2 я бы предпочел Norton Commander, то с Win 3 все строго наоборот. ОС производит весьма благоприятное впечатление.
Из стандартных игр все та же Реверси и Солитер. Кто сказал "Какая разница, что за стандартные игры"? Весьма важный параметр, я доложу. Именно он определяет во что будут по-тихому играть миллионы сотрудников на работе по всей планете.

Спустя два с половиной года вышел Windows 3.1 for Works Group. В принципе, ничего принципиально нового здесь не найти. Как явствует из названия - упор сделан на сетевую часть и сетевые протоколы. Кстати, эта версия уже не поддерживает процессоры ниже 386. Имеются небольшие изменения в интерфейсе, но ничего существенного. Да, чуть не забыл. Был кардинально изменен список стандартных игр. Именно здесь окончательно исчезла игра Реверси (весьма зря, на мой взгляд) и появился поднадоевший к сегодняшнему дню сапер (а также пасьянс и черви).
С точки зрения установки все аналогично Win 3, так что описывать это отдельно не имеет смысла. Единственное, на что обращу внимание, что при установке под Virtual PC компьютер может повиснуть на определении сетевой карты. В этом случае просто перезагрузитесь и повторно запустите Setup.

А дальше был Windows 95 (забудем про строго ориентированную на сеть линейку Windows NT), который оказался уже следующей ступенькой развития операционных систем. Популярность этой ОС стала настолько большой, что домашний компьютер уже прочно ассоциировался именно с Windows, также как, впрочем, и офисный. Конкурентом достались места в других областях: системы реального времени, сетевые направления, операционки для устройств итд. Но Windows 95 - это уже не такая далекая история. А значит и не столь интересная. Вернемся к ней годиков через пять.

Сайтов с различными версиями Dos и Windows имеется великое множество. Например, операционки можно скачать по адресу: http://www.fdd5-25.net/oses.php Там же можно найти программу Win Image.

Старая версия статьи
А знаете ли вы что...
Популярные 3D шутеры привлекают создателей римейков с какой-то странной силой. Причем создание римейков здесь идет несколько иначе, чем в 2D играх.
Подменяется в первую очередь сами движки, обрабатывающие оригинальные файлы, а модели и текстуры создаются фанатами уже после. Римейков в этой области очень много. Трехмерные игры становятся еще более трехмерными благодаря прорисовке эффектов, врагов и объектов в честном 3D, разрешения вырастают до неприлично высоких значений, а размазанные текстуры приобретают новые детали. В общем, игры приподнимаются визуально до уровня сегодняшнего дня, не меняясь по сути.
Автор сайта Arik © 2001-2009
 
 
Играете ли вы в современные порты классических игр?

Нет, только классика

Да, если порт близок к оригиналу

Предпочитаю порты


Результаты голосования