старые игры
Последние комментарии
https://Board365.ru - это доска объявлений всех регинов Росс...
https://Board365.ru - это доска объявлений всех регинов Росс...
https://Board365.ru - это доска объявлений всех регинов Росс...
начало игры запускается,до меня с выбором,а сама игра не зап...
Вот только что управление реально какое-то совсем неудобное,...
катя витрикуш 15 лет
Поиск в каталоге игр
 

КоммерсантЪ возвращается, или не жили мы богато...

 
Статья относится к игре: КоммерсантЪ
Автор: Райво
Название: КоммерсантЪ
Год: 1991
Автор: Rada Ltd. Киев
Жанр: Экономическая текстовая стратегия
ОС: DOS, Windows
Размер: 57 Kb
 

Странное чувство испытываешь, когда описываешь игры, с которых некогда начиналось твое знакомство с компьютерами, а теперь попали в разряд "старинных" (не люблю термин "старые"). Будто сам стареешь с ними. Doom, Z.A.R., Tomb Raider, Quake, Carmageddon... В этом ряду по праву занимает место и текстовая экономическая стратегия "КоммерсантЪ". Игрушка была выпущена 18 лет назад, в 1991 году, и некогда трудно было найти "персоналку", на которой она не была бы установлена. Неприхотливая, работающая как в MS DOS, так и в новейшей Windows Vista (относительно Windows 7 пока ничего не могу сказать) и даже не требует "замедлителей" и эмуляторов DOS (типа DOSBox), занимает всего-навсего 57 килобайт, что совершенно не серьезно по нынешним меркам, тем не менее, способна "украсть" у вас пару-тройку часов вечернего времени за чашкой чая. А почему? Ответи может быть только один: да потому что - интересно!

 

Да-да, интересно, черт возьми, вчитываться во все эти сообщения о крахе на биржах, инфарктах у нефтяного короля, переживать, когда очередной торнадо разгромил твою недвижимость, или ОМОН нагло изъял твой любимый автомобиль; радоваться при совершении удачной сделки или получении выигрыша в лотерею. Любители текстовых квестов, думаю, в свое время, часами не отлипали от мониторов своих "двоек" или "четверок", ворочая миллионами на виртуальных биржевых площадках.

 

Собственно, впервые мое знакомство с "КоммерсантомЪ" случилось в 1998 году, когда игра уже была "со стажем" и приличным. Все мы помним "лихие 90-е", в начале которых была написана игра (а она была именно НАПИСАНА (сильно подозреваю, что Ассемблер), а не собрана, как современные продукты игровой индустрии), так что мое "коммерческое" знакомство считаю не совсем случайным именно в сентябре 98-го, когда приключился памятный многим очередной кризис Российской экономики. Параллель, однако. При желании можно даже некую мистику усмотреть. Мистика, впрочем, мистикой, а то, что засиживался я тогда за этой игрой (и не только этой) целыми ночами у своего знакомого, счастливого обладателя Pentium III и Windows'95-98, - это правда. Повторная же встреча с "КоммерсантомЪ" произошла несколькими годами позже, когда я уже купил свою "персоналку", следовательно, не ранее 2002 года, а точнее, к сожалению, теперь уже сказать не сумею. И снова - часы и часы, вечером, после работы, - синий экран, цветная псевдографика и драматичные коллизии большого бизнеса с постперестроечным "привкусом"...

 

Позже повстечались мне и похожие игры. Навскидку сейчас припомнил лишь "Директора" и "Министра". Все они также являлись текстовыми экономическими стратегиями, в первой предлагалось управлять сетью фабрик и заводов, во второй - ни много ни мало - целой страной. В "Коммерсанте" же - частным бизнесом. Оно и понятно: в "эпоху 90-х" все были буквально помешаны на двух вещах: бандитизме и бизнесе. Кто тогда не мечтали сделаться либо предпринимателем, либо тем, кто "обувает" и "крышует" оного, - выпадали из обоймы своего времени (по тогдашним понятиям). Что и говорить, не то, что своя иномарка во дворе, а даже самый преобычный видеомагнитофон или "персоналка" были - символами. Этим духом буквально пропитан "КоммерсантЪ". Но - по порядку.

 

Как уже упоминалось, игра совершенно неприхотлива и запускается на любом "железе" и под любой ОСью. По крайней мере, в моих случаях сбоя не случалось - ни разу. Возможен, впрочем, неприятный баг с русификацией под DOSBox в полноэкранном режиме, но такое было всего только раз (кстати, на другой, полностью аналогичной, машине все запустилось и заработало абсолютно без багов) и обходится путем перехода в режим оконный. Озвучка возможна при помощи встроенного системного спикера, либо эмулированием оного в DOSBox, но, признаюсь, лучше обойтись без нее, поскольку при звонках по телефону (игровых, разумеется) спикер орет так, что спешишь набрать нужный номер, дабы заткнуть его, отчего частенько ошибаешься, а это означает, что звонок не состоялся, возможно выгодная сделка провалилась...

 

При первом запуске появляется вот такая заставка:

 

Далее нам предложат зарегистрировать свое имя и выбрать количество игроков (играть можно не только с компьютером, но и с реальными напарниками (от двух до пяти), за одним компьютером).

 

Прочитав графики биржевой статистки, вы сможете начать свой тернистый путь "к сияющим вершинам бизнеса"!

 

Кстати, эти графики будут появляться всякий раз по окончании календарного года (понятие "финансовый год" в игре не предусмотрен, видимо, эти два понятия в данном случае совпадают) и реально помогают оценить динамику развития рынка, сравнить цены и попытаться спрогнозировать стратегию ведения бизнеса в году наступающем.

 

Интерфейс игры построен по принципу классического "серьезного" DOS-приложения. Никакого "манипулятора типа мышь", естественно, не предусмотрено. Только клавиши управления - выхода в то или иное окно, принятия того или иного решения. Если переключиться в полноэкранный режим (обычное Alt-Enter) на мониторе с "трубкой", то погружение в атмосферу начала 90-х приятно усугубляется полным отсутствием Windows и характерным мерцанием. Да и чего стоит только название фирмы, выпустившей игру, - Rada Ltd. Все тогда были "фирмами" и "кооперативами" (о, это выражение "кооперативные джинсы"...) да с обязательными приставками "Лимитед", "Corp."... пусть и занимали всего только полусырой подвальчик во "дворе-колодце".

 

На самом деле, не нужно быть экономистом от рождения, чтобы в течение первых же 10 минут разобраться, чего, собственно, от нас требуется. А требуется, откровенно говоря, успешно спекулировать. И при этом ничего не производить. "Купи-продай" - принцип, являющийся и по сей день ключевым для более половины "коммерсантов", в 90-е являлся ключевым в бизнесе. Мы же не станем размениваться на всякие "варенки" да наклейки со жвачками (BombiBom помните с автомобильными вкладышами?), а сразу станем ворочать нефтью и земельными ресурсами. Именно нефть и земля - единственные экономические составляющие нашего бизнеса. Задешево купить, задорого продать, разницу себе в карман - и все дела. Казалось бы, ничего особенного, в современных экономических стратегиях приходится проворачивать куда более изощренные сделки, когда выиграть можно только с калькулятором в руках. Но именно в этой ограниченной простоте и кроется обаяние игрушки. Можно особенно не напрягаться и, потягивая из чашки свой вечерний чай, неспешно наблюдать, как проходят дни (масштаб 2 секунды - 1 сутки), месяцы, в конце каждого месяца происходит (или не происходит) смена биржевых новостей, улучить момент - и купить или продать что-либо. Скоро понимаешь, однако, что "по мелочи" играть на бирже становится не интересно. Оказывается, в результате того или иного события, например, такого

 

 

цены на нефть или землю могут либо сильно подпрыгивать (тогда продаем), либо падать (тогда покупаем, чтобы потом продать). Вполне реально сделать миллион (и даже не один!) в одно мгновение, либо обанкротиться и оказаться в глубоком "минусе". Тут уж дай Бог дотянуть до конца года с положительными финансами, пусть и небольшими, иначе - крах, банкротство, пулю в лоб и вообще - Game Over.

 

 

Казалось бы, донельзя линейный, сюжет разбавляют геймплейные тонкости, способные кардинально изменить ход игры. Перечислю некоторые из них, удовольствие открыть остальные ньюансы тем, кто еще не играл (думаю, таких найдется не много), оставлю новичкам бизнеса.

 

- денежной единицей в игре является ГРОБЛЬ. Аналогии развивайте сами;

- игра начинается в конце 1999 года (Millenium, блин...), так что вполне можете доиграть до реального календарного дня и даже оказаться в будущем;

- надо ежемесячно выплачивать налоги со всего имущества, причем, налоговые ставки регулярно изменяются и являются раздельными, скажем, для земли, нефти, автомобиля той или иной марки и так далее;

- отчисления идут за отопление квартиры (с учетом цены на нефть, жилплощади, времени года...), аренду земли под ней;

- подоходный налог с постоянно изменяющейся процентной ставкой;

- вас могут ограбить, "раскулачить" (не без юмора, сами потом оцените), подсунуть краденый товар;

- запасы нефти могут внезапно сгореть, а на купленные земли упасть... ядерный бомбардировщик;

- жена потратиться на салон красоты (порой это равноценно вышеупомянутой ядерной атаке), причем, аппетиты жены растут прямо пропорционально вашим доходам;

- жену могут украсть. Замечу сразу, что во избежание лишней головной боли лучше сразу заплатить похитителям. Если же вы решите, что ваша благоверная чересчур много тратила на все эти салоны и магазины, можете избавиться от нее, не дав злоумышленникам ни гробля. Через какое-то время появится... капитан Воронин и предложит свои услуги (небесплатно, конечно) в поисках похищенной супруги. Как потом выяснится... Впрочем, что именно выяснится, узнаете сами, а то будет не интересно играть;

-вам будет предложено сходить в ресторан, где можно будет разгуляться и потратить энную сумму (на Pentium в это время бегали цветные квадратики, изображая ресторанную цветомузыку, на новейших же процессорах этот момент, к сожалению, "проскакивает"), после чего к вам может подойти некий "странный тип" и предложить крайне выгодные сделки. Рискуете нарваться на ворованное. Или не нарваться - как повезет. Возможен вариант, когда по истечении нескольких дней после посещения ресторана у вас откроется отравление или... алкоголизм. И то, и другое черевато посещением в больницу и фактически выбыванием из действа на несколько дней. Бывает обидно сорвать наивыгоднейшую махинацию по причине такого вот досадного обстоятельства;

 

- деньги могут как внезапно потратиться (скажем, на штраф за неправильную парковку), так и прибыть (подарок от друзей на День рождения, выигрыш в лотерею...);

 

- по ходу игры можно будет наведаться в казино или на ипподром. К сожалению, не по первому желанию, а по желанию разработчиков. Как и в жизни, проиграться там куда реальнее, нежели сорвать куш;

- квартира и машина - отнюдь не роскошь и прихоть разработчиков. Например, бомжуя вследствие утраты жилплощади, можно подхватить воспаление легких и, опять же, оказаться на больничной койке; а без машины вы не сможете ездить на биржу и проворачивать там свои темные де... то есть сделки;

- можно при желании брать ссуду в банке или наоборот, сделаться эдаким рантье и попытаться жить на проценты от своего вклада. Только вот много и надолго лучше банку ничего не давать, ибо он имеет тенденцию регулярно становиться банкротом. Видимо, представляет собой финансовую пирамиду 90-х;

- дом и машину лучше застраховать, поскольку по тем или иным причинам мы можем легко и внезапно лишиться и того, и другого. В этом случае страховка может покрыть хотя бы часть стоимости нашего имущества. Это не касается тех случаев, когда дом отдают "ветеранам перестройки" или машину конфискует ОМОН;

 

- сами отыщите ;)

 

Нельзя не оценить юмор разработчиков. Чего стоят только сообщения о причинах неработы биржи в тот или иной день. Тут и главный брокер ушел в запой, и месячник по борьбе с инфляцией, и прорвало канализацию... В общем, сами почитаете, если кто-то еще не играл.

 

Реализма игре добавляет также поведение рынка на ваши действия. Скажем, если сразу попытаться скупить резко подешевевшую нефть (землю) в больших количествах, на рынке образуется паника, в результате которой цены подскочат резко вверх, а сама биржа может быть недоступна до конца месяца (сообщения-"отмазки" уже приводились выше). То же будет, если выбросить на продажу очень большую партию товара самому. В общем, ни "быков", ни "медведей" на бирже нет, но более-менее влиять на состояние рынка мы можем.

 

Помните шутку: женитьба - это как быстрый Интернет; добиваешься его, добиваешься, а когда наконец получаешь, то не знаешь, что с ним делать?.. На самом деле, так и с деньгами. Игра-то, оказывается, с философским подтекстом. Пока играешь, стремишся получить "свой первый миллион". И вот миллионов становится много, потом очень много, если повезет, то в активе получится больше миллиарда гроблей. И вот тут-то понемногу интерес к игре начинает угасать. И вот ты уже не считаешь каждую копейку... то есть каждый гробль, не просчитываешь лихорадочно возможные пути совершения сделок, не скупердяйничаешь на ипподроме или рулетке, не дожидаешься в нетерпении конца года, чтоб не прогореть... Тебе подвластно все. Тысячи становятся копейками, а миллионы текут и вытекают обычными цифрами. Заветный миллиард добыт и даже больше. Покупаешь "Волгу" (самая "крутая тачка" в игре), многокомнатную квартиру. И... играть становится не интересно. Все достигнуто, стремиться больше не к чему. Нет, конечно, можно нарочно снова превратиться в бомжа или напротив - загрести второй миллиард, третий... Но это все крайности для маньяков-экономистов. "Простому же смертному" остается только выйти из игры и вернуться к своей реальной зарплате, в жизни. По крайней мере, хотя б в виртуальном мире почувствовал себя миллиардером. Захочется ли стать им на самом деле? Признаюсь честно (абсолютно честно!), друзья, что-то мне лично не очень этого хочется. Как говорится, не жили мы богато, нечего и привыкать.

 

Штулберг Райво (2009)
Статья написана специально для сайта Games History (http://gh.gameshistory.ru/)
www.sht-rajvo.narod.ru
e-mail: sht-rajvo@yandex.ru


А знаете ли вы что...
Желание переделать привычное присуще человеку. Реализацией еще одних простых шахмат уже никого не удивишь, нужно что-то добавить от себя.
Создатели Battle Chess решили не рисковать. Старые добрые правила игры остаются в силе, а развлечение игрока осуществляется анимационными вставками. При столкновении фигуры разыгрывают небольшое сражение. Создатели Archon Ultra пошли намного дальше. Здесь сходство с шахматами уже весьма условно. Свои правила движения фигур, влияние цвета клеток на силу, управляемые сражения при столкновении фигур. От шахмат остался антураж и необходимость планирования расположение фигур, от аркады - бои.
Автор сайта Arik © 2001-2009
 
 
Играете ли вы в современные порты классических игр?

Нет, только классика

Да, если порт близок к оригиналу

Предпочитаю порты


Результаты голосования